Проект "Успешные воспитательные практики"

Безопасность: научить, убедить, предвидеть

Оригинальная идея проекта

«Жизнь – это серия опытов, каждый из которых делает нас сильнее, хотя иногда это трудно понять. Мир создан для развития характера, и мы должны понять, что неудачи и несчастья, которые мы терпим, помогают нам двигаться вперед». Генри Форд

Тема формирования культуры безопасности жизни реализуется через деятельность, основанную на системе социальных норм, убеждений и ценностей, обеспечивающих сохранение жизни человека, здоровья и целостности. Основу реализуемой программы составляет идея интеграции основного и дополнительного образования с использованием различных форм работы и возможности построения траекторий обучения педагогов и родителей.

Актуальность: в современном мире остро встаёт вопрос о необходимости поиска оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Задачи:

1. На основе современных педагогических технологий, интеграции основного и дополнительного образования, используя потенциал творческой и досуговой деятельности с привлечением сотрудников специальных служб и ведомств дать знания по правилам поведения в социуме, сформировать навыки безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

2. В непрерывном процессе с раннего возраста развивать у детей два блока качеств:

· тактический — знания, умения увидеть и предотвратить опасную ситуацию, а также возможность действовать;

· персональный — психические, характерологические качества, философское осмысление и рефлексию понятий «жизнь» и «опасность».

3. Преемственность подготовки в системе безопасности жизнедеятельности реализовывать на 3 уровнях:

1) изучение основ личной безопасности ребёнка в детском саду и начальной школе (личная безопасность);

2) приобретение знаний и навыков безопасного поведения подростками при контакте со средой обитания дома, в школе, в городе, в социуме (экологическая безопасность);

3) предпрофессиональная подготовка выпускника как специалиста по безопасности жизнедеятельности.

От задумки – до результата

Так сложилось, что нашу школу в 1971 году построили рядом с воинской частью войск радиационной, химической и биологической защиты. Завязались дружеские отношения между организациями: ребята с интересом приходили на экскурсии в воинскую часть, знакомились с жизнью военных, вели совместную многолетнюю поисковую работу.

Патриотические ценности и убеждения в вопросах обеспечения безопасности жизни тесно переплетены: создание «Книги Славы» и Музея МЧС стало историей подвигов и каждодневного исполнения долга. Сегодня воспитание культуры безопасности – неотъемлемая часть жизни школы, в которую включены все обучающиеся от дошкольников до выпускников.

Взаимодействие педагогов основного и дополнительного образования позволяет использовать потенциал творческой и досуговой деятельности для закрепления моделей безопасного поведения детей и подростков в различных жизненных ситуациях.

На первом уровне педагоги в тесном контакте с родителями обучают детей применению своих знаний в условиях игрового пространства, расширяют педагогическую грамотность родителей. Дети с удовольствием включаются в сюжетно-ролевые, театрализованные игры, чтение и сочинение историй, обсуждение мультфильмов. Реализуются программы для разных возрастных групп, начиная с детского сада: «Светофор», «Азбука дороги», «Мы и дорога», проводятся тренинги «Я умею переходить дорогу», конкурсы рисунков.

Закреплению знаний учеников и формированию твердых навыков ПДД, доведенных до автоматизма способствует реализация старшеклассниками-волонтерами интерактивных научно-исследовательских проектов, разработанных совместно с сотрудниками ГИБДД.

К проекту «Мой безопасный район» присоединилось большое количество школьников с 1 по 11 кл.: были разработаны школьные маршруты, а также специальные занятия-экскурсии по историческим местам района Фили-Давыдково. Задача проекта – формирование транспортной культуры, которая была объединена со стремлением воспитать в учащихся чувства патриотизма и гражданственности.

На втором уровне дети активно расширяют уровень знаний: с помощью валеологических сказок, через игры-драматизации, спортивные занятия они не только приобретают основы двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм в рамках «культуры здорового образа жизни», но и приобретают навыки социально-безопасного поведения, учатся выполнять правила повседневного безопасного поведения в школе и в условиях экстремальной ситуации.

Реализация программ среди подростков по формированию социальных компетенций в области безопасного поведения в социуме осуществляется по направлениям: «Безопасное поведение на дорогах», «Медиабезопасность детей и подростков», «Профилактика вредных привычек и формирование навыков здорового образа жизни» через имитационно-деловые игры, моделирование опасных ситуаций и сюжетных технологий; привитие учащимся навыков исследовательской работы в области практического применения знаний по ОБЖ; работу кружков по военно-технической и профессиональной подготовке.

Ежегодно школьные команды участвуют во ВДЮОТ «Школа безопасности», успешно выступают во всех возрастных категориях соревнований по лыжному и пешеходному туризму, педагоги участвуют в туристических слётах на кубок МГО профсоюза работников народного образования и науки РФ: участники показывают свои умения в ориентировании на местности, оказании первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях, использовании средств индивидуальной защиты, навыках выживания в различных условиях.

Во время участия в городском полевом лагере «Южный пожарный» участники школьной команды успешно демонстрируют практические навыки по вязанию специальных пожарных узлов, оказанию первой помощи; преодолевают комбинированную пожарную эстафету и полосу препятствий, участвуют в боевом развёртывании.

Обучающиеся детских объединений дополнительного образования ежегодно становятся победителями и призерами Городского открытого смотра-конкурса противопожарной тематики – «Огонь-друг, огонь-враг», который представляет собой комплекс целевых межведомственных мероприятий с детьми и подростками по теме «Пожарная безопасность».

Формирование готовности к возможным опасностям, умения их предвидения и знания, как правильно действовать в случаях их возникновении – те задачи, которые ставит перед собой программа кадетстких классов. Девиз программы подготовки кадетов полностью соответствует девизу МЧС – «Предотващение! Спасение! Помощь!», и именно этому стараются научить ребят педогоги, работающие в кадетских классах совместно с сотрудниками МЧС.

На третьем этапе в рамках социального партнерства с ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) осуществляются совместные научно-исследовательские проекты по программам технической направленности, а также организуются реальные профессиональные пробы обучающихся в таких профессия, как спасатель, научный работник, офицер армии.

На базе 203 спасательного отряда старшеклассники обучаются аварийно-спасательным работам, практическим навыкам оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях: на протяжении 3-х месяцев учащиеся посещают лекции по работе с оборудованием, проходят инструктажи по технике безопасности, а также участвуют в практических занятиях. Попробовать себя в настоящем деле – уникальная возможность для каждого из них. В процессе такого взаимодействия у будущих выпускников формируется осознанный выбор путей профессионального образования.

Школьники принимают участие в традиционной ежегодной акции «Подарок бойцу», проводимой в «179 СЦ МЧС России» и «294 ЦСООР «Лидер» МЧС России». Во время встреч и общения со спасателями, которым приходится ежедневно рисковать собой, учащиеся убеждаются в том, что работа спасателя – невероятно сложная, требующая огромного мужества, сил и самоконтроля работа.

Участие в различных соревнованиях помогает ребятам развить лучшие командные качества, усилить чувства упорства и воли к победе, повысить уровень безопасного поведения.

Полезные эффекты от реализации проекта

1. Демонстрация воспитательных возможностей интеграции основного и дополнительного образования в формировании навыков безопасного поведения в различных видах деятельности детей и подростков.

2. Включение школьников в познавательные и профориентационные активности, направленные на профессии, связанные со служением Отечеству и каждодневным исполнением долга.

3. Реализация возможностей города по активному участию школьников в мероприятиях по качественному повышению уровня безопасного поведения в сотрудничестве со специалистами ведомств.

4. Представление проектов, реализованных школьниками и направленных на деятельность, формирующую систему социальных норм, убеждений и ценностей, обеспечивающую сохранение жизни, здоровья и целостности человека.

5. Формирование мотивации молодого поколения на примерах боевых традиций МЧС прошлого и настоящего, которое достигается посредством реализации комплекса актуальных средств воспитательной работы.

6. Формирование военно-патриотического воспитания и осознанной потребности в службе в рядах Вооруженных сил и ведомственных подразделениях Российской Федерации, профилактика проявления экстремизма и незаконных действий в молодёжной среде.

Всероссийский этап конкурса "Калейдоскоп "Школа безопасности""

Победители городского этапа конкурса "Калейдоскоп "Школа безопасности""

Участие кадетов в соревнованиях

Московский благотворительный кадетский бал

Программа "Защитник будущего"

Профилактика безопасного поведения учащихся

Выступление на праздничном концерте в ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Окружной этап конкурса "Огонь — друг, огонь — враг"

Московский городской полевой лагерь "Юный пожарный"

Поздравление в Днём пожарной охраны России

Мой район в годы войны. Памятник сотрудникам ФГУП 2463ЦБПР ВиС РХБЗ Министерства обороны России, погибшим в 1941-1945 гг.

Фестиваль "От предмета ОБЖ к безопасной жизни"

Х Форум кадетского движения

Уроки безопасности от выпускников